Katcerina.ru

Деньги в сети
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Виртуальные квесты бизнес

Грабли виртуального квеста, часть первая: гейм-дизайн, разработчики, выбор шлема

В марте 2016 года я прочитал книгу «Зеленый Король» Сулицера и меня прорвало: мозг начал судорожно придумывать новые направления для «Квест-Хауса», которые бы сделали компанию сильнее. Так родилась идея виртуальных квестов. Запускать новое направление взялся Илья, мой партнер и директор «VR Квест-Хауса».

Мы планировали открыться за 3-4 месяца, инвестировать примерно миллион рублей, но что-то снова пошло не так. Грабли виртуального квеста под катом.

Запуск проекта

После того как мы определились, что открываем виртуальный квест, перед нами встали следующие вопросы:

  1. О чём будет квест? Как будет выглядеть сценарий?
  2. Как подойти к разработке — собирать свою команду или отдать на аутсорс?
  3. Какой шлем виртуальной реальности использовать?

В марте 2016 года в России существовал только один действующий виртуальный квест. Разумеется, мы сразу поехали в Томск, чтобы поиграть в него и увидеть всё своими глазами. Нам было важно понять, на каком этапе развития находятся VR-квесты сейчас, и что мы сможем сделать лучше.

В целом игра понравилась, но остались смешанные впечатления. Очень чувствовалось, что квест ещё сырой и использует малую часть возможностей VR. Сразу возник список потенциальных улучшений. Вот, на что мы обратили внимание:

  • мало взаимодействия с окружающим миром, из-за чего игра кажется однообразной,
  • квест показался коротким — мы прошли его за 30 минут, хотелось ещё.

Собственная разработка VS аутсорс

Нашей основной задачей стало в сжатые сроки создать свой виртуальный квест, сделав его лучше, чем у конкурентов. Мы точно знали, что другие квест-компании уже начали смотреть в сторону виртуальной реальности, поэтому тянуть было нельзя.

Осталось решить: пилить квест самостоятельно или отдать на аутсорс?

Самостоятельно

+ сроки и процесс под контролем (или хотя бы есть иллюзия),
+ прокачка программистов, на следующем проекте они смогут работать быстрее,
+ баги будут правиться быстрее,
+ больше гибкость в реализации новых идей.

– долго собирать команду,
– очень дорого,
– нужна постоянная загрузка работой,
– непонятные сроки и стоимость,
– запредельно высокий риск фейла на первом проекте.

Аутсорс

+ быстрый старт работы,
+ понятные сроки (ха-ха) и фиксированная стоимость (хе-хе),
+ уже есть опыт, компетенции и экспертность,
+ материальная ответственность за результат.

– меньше контроля,
– риск несоответствия заявленных компетенций (на словах все Львы Толстые),
– при смене подрядчика следующий проект будет делаться с нуля.

Наш выбор

Выбор между созданием собственной команды и наймом сторонних разработчиков получился непростым, но предсказуемым. Мы выбрали аутсорс, чтобы сэкономить время, деньги и не рисковать.

В процессе поиска подрядчиков зарубежные студии отбросили сразу — получалась запредельная стоимость с учётом почасовой оплаты работы. Дополнительным риском стали потенциальные трудности с языком. Мы отправили запрос на разработку виртуального квеста в 10 российских студий и получили всего 3 адекватных отклика.

Бóльшая часть команд говорила, что не занимается разработкой для VR. Вообще. Никак. Совсем. Некоторые честно признавались, что готовы взяться за проект, но у них нет опыта и они не могут гарантировать, что квест будет выпущен.

В итоге остановили свой выбор на ребятах, которые проявили особенный интерес и показали схожий реализованный проект. Они предложили писать на Unity, и мы не стали отказываться. Изначально рассматривали два варианта — Unity и Unreal Engine.

Unity-дракон выходит из Unity-пещеры

Гейм-дизайн квеста

Мне в каком-то смысле повезло — у меня был знакомый, который, во-первых, заядлый геймер, а во-вторых — сценарист. В свободное время он занимается созданием игр, и в прошлом мы даже сделали несколько небольших проектов вместе: Forever Steve, School of Rock и Terra God. Разумеется, это не то же самое, что сделать виртуальный квест, но местами вполне схоже.

На старте нужно было определиться с темой квеста. Мы хотели охватить как можно бóльшую аудиторию, поэтому решили брать то, что будет пользоваться популярностью.

Выбирали из тем:

  • космос,
  • магия,
  • динозавры,
  • пираты.

Мы с Ильёй примерно представляли себе, как может выглядеть квест по любой из этих тем. Поэтому опросили 100 своих знакомых, спрашивая их, в какой квест им было бы интересней зарубиться. Магия победила с результатом в 54% голосов 😉

После этого приступили к созданию сценария, и примерно через три недели он был готов. В сценарий вошли:

  1. Последовательность игровых событий.
  2. Персонажи.
  3. Объекты, с которыми игроки взаимодействуют.
  4. Вопросы.
  5. Диалоги.
  6. Дизайн локаций.
  7. Музыка и звуки.
  8. ТЗ для программистов.


Готовый сценарий — набор файлов на Гугл-диске. Общее количество комментариев — около 1 000.

Проблема — кто придумал и кому делать

Мы столкнулись с рядом трудностей из-за того, что начали писать сценарий до того, как выбрали команду разработчиков. Многие из игровых фишек и механик так и не увидели свет после бурных споров сценариста и разработчиков. Какие-то вещи пришлось переделать из-за технических ограничений в движке игры. От каких-то фич отказались из-за огромных временных затрат на реализацию.

Пришлось отказаться от части игровых жестов. Вместо того чтобы бросать камни, игроки их катают. Упростили механику полётов на метле (магия же). Изначальная задумка оказалась слишком сложной. В бета-версии игры изменили задание, где требуется подняться по лестнице. Был баг с движениями — игроки слишком быстро двигались вперёд и не успевали поворачивать голову. В результате вместо прохождения мини-задания, участники квеста дружно сбрасывались с обрыва. Иногда по очереди, иногда одновременно.


Та самая лестница, с которой все улетали

Да что тут говорить, первоначальный сценарий был в четыре (!) раза больше того, что осталось. Пришлось пойти на это, чтобы соблюсти формат. Сейчас игра состоит из двух частей и проходится за 1:20—1:30.

Условия работы с разработчиками

Перед стартом разработки мы с Ильёй определили для себя срок, к которому виртуальный квест должен запуститься — 1 сентября 2016 года. Выбрали эту дату не просто так.

Во-первых, квест нужно было запустить быстро, чтобы успеть стать вторыми в России. Во-вторых, в новосибирском «Квест-Хаусе» на Ленина 15 закрывалась локация «Во все тяжкие» и можно было использовать её площадь, чтобы разместить там виртуальный квест. В-третьих, мы понимали, что первая версия игры скорее всего получится сырой, хотели успеть всё протестировать и исправить до Нового года. В квестах на новогодние праздники приходится много броней, поэтому застать этот период с полностью рабочей и оттестированной игрой было бы очень выгодно.

Когда мы поделились с разработчиками игры своими соображениями, они согласились с нами и подтвердили, что разработать игру за 3 месяца — более чем реально. Мы объяснили, что задержка запуска грозит нам финансовыми потерями:

  • мы бы продолжали оплачивать простой помещения квеста «Во все тяжкие»,
  • мы бы не получали выручку от проведения игр в VR-квесте.

После этого в договоре появился пункт о штрафах — в случае, если игра не будет готова к 1 сентября, стоимость разработки снижается на 1% от суммы договора за каждые 2 рабочих дня просрочки, но не более, чем на 40%. Сама сумма договора составила XXX XXX рублей.

Какой шлем выбрать: HTC Vive или Oculus Rift?


Картинка с Techradar.com

На момент старта разработки было два основных варианта шлемов – от HTC и Oculus. При практически идентичных характеристиках Oculus выигрывал по цене (на $200 дешевле) и весу. Сейчас бы к выбору добавился шлем Sony, но он работает только с PS4, поэтому наш выбор остался бы прежним.

Большим плюсом HTC были контроллеры движения и возможность двигаться в пространстве 4×4 метра. С учётом того, что мы планировали запустить квест на 2-4 человека, потребовалась бы общая площадь порядка 60м². Это не укладывалось в формат бизнеса — после успешного старта в Новосибирске мы запланировали развитие по модели франшизы. Для партнёров было бы сложно окупать такие площади, плюс сразу отсекались небольшие помещения в торговых центрах. Забегая вперёд — мы уместили свой квест на 15м².


Футуристическая комната виртуального квеста

В следующей части подробно расскажу о том, с какими трудностями мы столкнулись в процессе строительства и разработки, и что из этого вышло.

Идея бизнеса: как открыть квест- игру в реальности

Для тех, кому изрядно надоело ходить на выходные в кино и боулинг, для тех, кто переиграл уже во все настолки и побывал во всех антикафе, пришло время живых квестов!

Содержание

Но не тех квестов, в которые раньше захлеб играли наши старшие братья на компьютере и младшие – на айфоне, а настоящих квестов в реальной жизни: интересных, захватывающих и хорошо переключающих мозги от дневных забот.

Живые квесты – сюжетные ролевые игры, которые могут проводиться в замкнутом пространстве, на открытой местности и даже на природе. И если изначально квесты создавались и проводились, в основном, на улицах города (самое время вспомнить тот же Дозор или Encounter), то сегодня, помимо них, можно открыть и квест-комнаты, и просто сюжетные ролевые с костюмированными представлениями и определенными целями в игре.

Читать еще:  Сбербанк бизнес тариф хорошая выручка

Как бизнес квесты в реальности тоже выглядят интересно: целевая аудитория – молодые люди от 20 до 35 с доходом средний и выше, которые предпочитают активные виды отдыха, а также корпоративные клиенты, которые рассчитывают с помощью квестов сдружить тех-отдел «с теми клушами из бухгалтерии». Наиболее перспективно идти в регионы, где о квестах уже знают, но засилья пока не наблюдается – это поможет выйти на окупаемость примерно через 3-6 месяцев.

Перед тем, как начнем

В последние несколько лет понаоткрывающиеся квесты в реальности и различные квест-комнаты завоевали звание одних из самых развивающихся направлений event-бизнеса – и никакие кризисы им не помеха. Конечно, маркетологи немножко лукавят, когда говорят, что в тяжелые времена именно такие игры с нестандартными ситуациями, позволяющие забыть о бытовухе, выходят на первый план, но ведь в каждой шутке есть доля правды. Тем более, что у этого бизнеса есть интересная специфика – конкуренты здесь не столько конкурируют, сколько помогают друг другу, пусть даже нехотя: человеку интересно сыграть в квест всего один раз, а затем он начинает, что еще интересного есть в городе.

Первый шаг, чтобы создать свой квест – это определиться с форматом игры. Например, в квестах типа escape the room, необходимо выйти из запертого помещения, решая различные задачи – такие квесты требуют больше вложений в помещение и могут быть как интеллектуальной игрой соревновательного характера, так и переносить клиентов в альтернативную реальность. Другое дело – ролевые игры с заданиями, разбросанными по городу или детективные истории, когда нужно разгадать страшную тайну, распутать дело и найти убийц, параллельно лазая по помойкам, пытаясь найти NPC, получая смски свыше и самостоятельно определяя дальнейший ход сюжетной линии.

Кстати, на растущем рынке то и дело появляются все новые предложения квестов по франшизе. Тут и пресловутые DozoR и Encounter, и комнатные «Клаустрофобия», Rabbit Hole, Real Quest, Questime, «Комната», «Выйти из Комнаты», в общем, миллионы их. Они позволяют работать под известным именем и зачастую не особо париться по поводу разработки сценария и автоматизированных систем игр. Несмотря на внушительный вступительный взнос, предприниматели не жалуются: разработка тех же сценариев стоит немалых денег и требует досконального тестирования, а продвижение сайта сжирает кучу времени.

Основные риски: считать, что ваш бизнес – это «по фану», для комнат – большие инвестиции, для городских квестов – зависимость от погодных условий, сильная зависимость от репутации (предположим, делали вы все круто 10 лет, а тут кто-то потерялся во время квеста и все, отток клиентов обеспечен).

“Пошаговая инструкция, как открыть свой квест с нуля”

Местоположение

C помещением для того, чтобы создать свой квест, все просто – оно либо нужно, либо не нужно. Например, чтобы открыть квест-комнату, понадобится достойное место с аутентичным ремонтом, который влетит в копеечку, причем в хорошей транспортной доступности, возможно, в центре. Ролевые игры можно проводить в антикафе по типу распространенных игротек, куда приходят все желающие – чаще всего при таком раскладе можно даже не платить за аренду, а найти какой-то компромисс, интересный обоим сторонам. А вот для городских и поисковых квестов, а также выездных квестов, которые сами с удовольствием приедут на свадьбу, день рождения или корпоратив, помещение не нужно или на первых порах не обязательно.

Оборудование

Основа каждого квеста, вне зависимости от его типа – это сценарий. Сценарии делаются по схожему принципу, что и для фильмов и спектаклей. В компаниях, где проведение квестов в реальности поставлено на поток, над созданием очередного сценария обычно работает своя команда с режиссерами, сценаристами, редакторами. Вы же можете поручить эту работу отдельным людям с опытом: найти таких можно или через знакомых, или на старом-добром fl.ru. А при наличии покровительства со стороны компании-франчайзера, сценарии вам могут предоставить бесплатно или разработать за дополнительную плату.

Обычно сценарий должен основываться на какой-то тайне или загадке, причем развязка должна быть логичной, но не совсем предсказуемой. Лучше всего, когда у организаторов есть несколько типов сюжета, которые подбираются в зависимости от возраста, интересов аудитории, их опыта в играх или наличием тех или иных ролей, которые бы уровняли шансы игроков.

Перед тем, как сценарий пойдет в массы, он должен пройти тщательную проверку и тестирование в полевых условиях, по результатам которых исправляются последние недочеты, появляются или убираются дополнительные персонажи и сюжетные линии. Для тестирования можно позвать своих друзей или привлечь компании добровольцев в социальных сетях.

Для того, чтобы открыть квест-комнату, вам также придется вложиться в хороший ремонт и обстановку. Тут главное – антураж, поэтому помещение нужно тщательно оборудовать в едином стиле и под задачи сценария, также приветствуются звуковые и визуальные спецэффекты, которые добавляют происходящему реалистичности.

Для живых квестов могут понадобиться костюмы и игровой реквизит – их можно найти в магазинах товаров для розыгрышей. А в городских квестах в первую очередь нужно наладить связь с игроками: это могут быть и традиционные конверты, и смс. Кстати, когда игроков станет много, процесс придется автоматизировать.

Кадры

Начнем с вас. Так как для того, чтобы открыть свой квест, можно обойтись без дополнительного найма агентов – достаточно 2-3 организаторов – с вас потребуется живой интерес.Также желательны опыт работы в event-компаниях и хотя бы базовые навыки ведущего мероприятий. Сценарии, как мы уже говорили, можно заказать на сайтах фриланса или, например, устроить конкурс в социальных сетях.

Вообще, чем сложнее и интереснее будут ваши квесты, тем больше неигровых персонажей придется в них подключать. В первое время можно привлекать знакомых и нанимать сторонних людей, например, с оплатой за время. В дальнейшем лучше сформировать штат собственных агентов, каждый из которых может принимать участие сразу в нескольких квестах.

Документы и лицензии

Ну, для простейшей легализации своей деятельности, лучше всего организовать банальное ИП. Что еще нужно учитывать? Квестовые игры – развлечение не всегда безопасное. Если с квестами-комнатами все более-менее ясно, то при играх на городских улицах бывают и травмы, и несчастные случаи. Чтобы обезопасить и себя, и своих игроков от лишних проблем, организаторы либо меняют формат игры, полностью отказавшись от всех факторов риска, либо проводят инструктаж по технике безопасности, а на бумаге полностью отказываются от ответственности за действия игроков. Так или иначе, если в вашу душу закралось сомнение, гораздо лучше обратиться к юридическим консультациям.

Маркетинг

Как правило, потенциальные клиенты ищут квестмейкеров в Интернете, поэтому оптимизированный сайт с доступными квестами, расписанием и ценами – просто must have. Помимо продвижения сайта, также не забудьте подключить социальные сети, контекст, баннеры на региональных форумах и городских порталов. Ну, и конечно, большую роль будет играть сарафанное радио, развитие квестов в вашем городе и репутация ваших прямых конкурентов: если человеку понравился квест от другой компании, то он с большой вероятностью в следующий раз обратится и к вам.

Что еще может работать? Флаеры и визитки в местах массового скопления потенциальных игроков. Активный блог с репортажами о последних мероприятиях. Скидки для постоянных клиентов, проведение бесплатных игр в определенные дни, конкурсы на лучший сценарий. Не бойтесь экспериментировать – сама сфера к этому располагает!

Резюме

Квесты в реальности, будь то сюжетные городские квесты или квесты-комнаты – бизнес однозначно нескучный да еще и растет стремительными темпами, особенно в регионах. На первом этапе можно обойтись с минимальными инвестициями: достаточно сайта, хорошего сценария и пары человек помощи. Исключение составляет лишь создание квеста комнаты – тут придется потратить кругленькую сумму и на помещение, и на подбор антуража, и спецэффекты, за счет которых, однако, сможет выиграть и более слабый сценарий. Со сценарием в любом случае придется хорошо повозиться и протестировать его в полевых условиях как минимум с десяток раз. Однако если вы обращаетесь к франшизе, то не только сможете открыть свой квест под известным именем, но и решить вопрос с сюжетами: одни франчайзи предлагают готовые сценарии (их стоимость входит в сумму пашуалки), другие готовы разработать их бесплатно, а у третьих всегда можно заказать поддержку или разработку дополнительных сюжетных сцен.

Новая ниша для бизнеса: Квест виртуальной реальности

Уникальная ниша: Квест – рум по новому (все задания проходят в виртуальной реальности, как в фильме «Аватар»). Вложения от 1 млн. руб., прибыль от 200 тыс. руб., окупаемость 6 -8 месяцев. Подходит для городов с населением от 200 тысяч человек.

Индустрия развлечений является одним из самых прибыльных направлений бизнеса, рентабельность которого составляет 30 %. При любой экономической ситуации в мире развлечения пользуются популярностью, поскольку они дают возможность оторваться от реальности и погрузиться с головой в драйв. В этой сфере ценится все новое и неординарное, поэтому если вы предлагаете людям развлечение, аналогов которому нет в вашем городе, успех обеспечен.

Читать еще:  Описание бизнеса образец

Недавно в России начался бум «комнатных квестов», которые выросли из компьютерных игр. Практически в каждом большом городе сейчас существуют подобные квест-румы с приключенческими, фантастическими и детективными сюжетами, головоломками, тайнами и поисками предметов.

Однако сейчас на рынке развлечений появилась новинка – командный квест для взрослых в виртуальной реальности «Интерстеллар», разработанный с использованием передовых компьютерных технологий.

Как это происходит?

Внешне это выглядит так – несколько человек заходят в квест-рум, садятся в кресла, надевают маски виртуальной реальности и переносят свое сознание в другое тело, которое находится, к примеру, в космосе.

Каждому участнику игры необходимо научиться владеть своим виртуальным телом, чтобы перемещаться в пространстве и выполнять действия игры.

Это напоминает фильм «Аватар», и игроки испытывают поистине фантастические эмоции – они летают, парят в невесомости, трогают предметы, общаются и выполняют множество других действий.

Подобная игра — настоящая «бомба», на которой можно зарабатывать от 200 до 600 тысяч рублей чистой прибыли в месяц.

И самый важный момент – данная ниша пока не занята, поскольку аналогов этой игры в мире не существует. В течение длительного времени в этом бизнесе не будет конкуренции, поэтому у вас есть шанс открыть первый в своем городе виртуальный квест-рум, имея стартовый капитал от 1 до 1,3 млн. рублей.

Видео: Вот так выглядит один из наших квестов:

На какую аудиторию рассчитана услуга?

Как показала практика, квест-румы посещают интеллигентные молодые люди и люди среднего возраста, предпочитающие интеллектуальный и культурный досуг. Их доходы – средние и высокие, они открыты всему новому, любят острые ощущения, положительно относятся к современным компьютерным технологиям и готовы пережить уникальный опыт виртуального полета в космос. Активными клиентами квест-румов являются также корпоративные организации, использующие командные игры в рамках тимбилдинга.

Преимущества бизнеса

  • Популярность виртуальных квестов при уверенной загрузке позволяет за 3-6 месяцев окупить финансовые вложения.
  • Бизнес можно запустить всего за две-четыре недели, включая ремонтные работы.
  • Виртуальные квесты не требуют дополнительных инвестиций после запуска игры, в качестве персонала вам достаточно нанять двух людей с любым образованием и опытом работы.
  • Игра может проводиться на любом языке мира, поэтому вы не ограничены географическими границами и можете работать в Европе, Америке и Азии.
  • Одно из преимуществ – разнообразие сценариев игры. У сети квест-румов «Ловушка» заключен договор с разработчиком подобной продукции на эксклюзивное обслуживание. Вы можете приобретать новые игры и расширять свой бизнес.
  • Вы также не привязаны к помещению, поскольку самое главное в квесте – это оборудование, которое при необходимости можно легко перевезти в другое место. Мобильность бизнеса расширяет его границы, что дает возможность обслуживать корпоративы и другие мероприятия. Летом вы можете установить палатку с квестом на пляже — от клиентов не будет отбоя.
  • Если по каким-то причинам вы вдруг примете решение уйти из бизнеса, его очень легко продать как целиком, так и по частям, поскольку оборудование для игры – компьютеры и шлемы – всегда ликвидны.

Первый шаг в создании виртуального квеста – покупка франшизы

Приобретение франшизы на виртуальный квест от международной сети квест-румов «Ловушка» автоматически делает вас единственным владельцем бизнеса в городе*.

* — В городах с населением до 1 млн человек.

Иными словами, конкуренция вам не грозит, поскольку «Ловушка» с квестом «Интерстеллар» на сегодняшний день является монополистом на территории России, СНГ и Европы.

Также Вы можете не боятся конкуренции, так как мы работаем по правилу: 1 город = 1 партнер.

Конечно, когда-нибудь у этой игры появятся первые конкуренты, поэтому важно уже сейчас стать первыми в своем городе и снять самые вкусные «сливки».

Что вы получаете при покупке франшизы

Франшиза квест-рума в виртуальной реальности – это не просто лицензия на игру в вашем городе.

  • Франшиза содержит все необходимое для удачного бизнес-старта – доступ к закрытой базе данных, собственный сайт с системой бронирования, группы в соцсетях, информационные рассылки по клиентам в вашем городе, бренд-бук и подключение к общей рекламной кампании.
  • Каждый франчайзи получает консалтинговое и маркетинговое сопровождение, содействие в организации квест-рума, поставки оборудования, обучение и помощь личного менеджера.
  • Вы становитесь полноценным партнером компании, принимаете участие в семинарах и конференциях, пользуетесь всесторонней поддержкой на всех этапах предпринимательской деятельности.

Арифметика бизнеса

Квесты рассчитаны на команду от 3 до 6 игроков. Для запуска квеста на команду из 4 человек понадобится вложения 1,3 млн. рублей.

Что входит в эту сумму?

  • Покупка франшизы на город – порядка 200 тыс. руб.
  • Стоимость лицензий на игру – от 100 тыс. руб. за лицензию
  • Покупка оборудования – 660 тыс. руб. Сюда входит приобретение компьютеров и источников бесперебойного питания (около 480 тыс. руб.) и масок виртуальной реальности с датчиками Leap Motion, которые реагируют на движения рук игроков (180 тыс. руб.).
  • Ремонт помещения площадью 15-20 кв. м. – 50 тыс. руб.

Ежемесячные расходы на бизнес складываются из аренды помещения (15 тыс. руб.), заработной платы сотрудников (40 тыс. руб.) и рекламы (20 тыс. руб.). На дополнительные расходы следует оставить около 5 тыс. руб. в месяц.

Сколько можно заработать?

Получается, что при стоимости игры от 1 500 до 4 000 рублей на команду ежемесячная прибыль составит 150-350 тыс. рублей при хорошей загрузке

Уровень дохода, разумеется, зависит также от курса доллара и города, поскольку платежеспособность людей и цены в разных регионах существенно различаются.

Примеры удачного, уже успешно работающего бизнеса

Самый первый виртуальный квест «Интерстеллар», открытый в Санкт-Петербурге в декабре 2015 года, в первые две недели принес его владельцу 100 тысяч рублей чистой прибыли. При этом помещение расположено в совершенно непроходном месте вдалеке от метро и использовалось в основном как шоу-рум для партнеров компании, которые собирались открыть квесты в своих городах.

Где можно открывать квесты?

Именно поэтому рекомендуется выбирать города с населением от 200 тысяч человек, и очень хорошо, если это будут населенные пункты с большим потоком туристов. При этом арендная плата должна быть разумной, поэтому не стоит рассматривать предложения с арендной ставкой более 1000 рублей за квадратный метр.

Самое выгодное и удобное расположение для квеста – в торгово-развлекательных комплексах, университетах, кинотеатрах и арт-пространствах где собирается творческая молодежь.

В таблице представлены результаты расчетов по созданию квест-рума для команды из разного количества участников.

Бизнес на квестах: входить или выходить?

экс-редактор раздела «Технологии» на Rusbase

Как заработать на воплощении компьютерных игр в реальность

Невиданный ажиотаж вокруг Pokemon Go доказал, что механика видеоигр отлично приживается в реальности. Еще раньше в этом убедились создатели квестов (от англ. quest — поиск). Изначально так назывался жанр консольных игр, в которых нужно было выбраться из виртуальной комнаты, решая головоломки.

Перенести этот нехитрый сюжет в осязаемый мир догадался японец Такао Като. В 2007 году он придумал Real Escape Game, участники которой должны были искать подсказки и всячески шевелить мозгами, чтобы успеть выбраться из запертой комнаты за 60 минут (удавалось далеко не всем). Квесты стали невероятно популярны в Японии, Китае, Тайване и Сингапуре. Через несколько лет приятель Като Казуя Ивата запустил франшизу Real Escape Game в США.

В 2011 году этот новый вид развлечений покорил Европу. Пионером стала венгерская компания Parapark, вслед за ней появилось еще несколько компаний. Благодаря им Будапешт стал европейской столицей квестов — многие специально приезжали туда ради этих игр.

Первопроходцем российского рынка квестов стала компания «Клаустрофобия». Предприниматели Богдан Кравцов, Сергей Кузнецов и Тимур Кадыров открыли первую московскую площадку в 2013 году. На первых порах у них было два квеста — «Советская квартира» и «Психиатрическая больница». За ними последовал аналогичный проект «Лаборатория 33», а дальше ниша выстрелила и начала расти как на дрожжах.

Сначала создатели квестов ограничивались очевидными сценариями вроде побега из тюрьмы и ограбления банка. Потом возрастающая конкуренция заставила их экспериментировать и включаться в гонку вооружений по техническому оснащению комнат (датчики, контроллеры и прочие атрибуты умного дома).

Какие бывают квесты

По формату квесты делятся на несколько видов:

  • «Выйти из комнаты» — классический квест, в котором команда до пяти человек должна выбраться из комнаты за час;
  • Перформанс — квесты с участием актеров, которые приближаются к театральной постановке;
  • Экшн-квесты — спортивные игры с акцентом не на головоломки, а на ловкость и скорость реакции;
  • Городские квесты — игры на открытом воздухе — обычно это авто-, вело- или фотоквесты;
  • Ролевые квесты — игры, в которых каждый участник получает роль и цели своего персонажа (обычно проводятся в кафе);
  • Корпоративные квесты — игры для сотрудников, часто проводятся на территории заказчика.

Больше всего россиянам полюбились страшные квесты по фильмам и играм (например, «Пила», Fallout). В каникулы весьма популярны квесты для детей. Есть более мелкие категории вроде 18+ и квестов с виртуальной и дополненной реальностью.

Читать еще:  Бизнес консультационные услуги

Когда квестов на российском рынке стало действительно много, появились специальные агрегаторы. Эти площадки собирают отзывы и составляют рейтинги. Они помогают пользователям выбрать подходящий квест, а организаторам игр — привлечь дополнительную аудиторию. Хотя с этим согласны не все. Например, PR-директор квестов «Взаперти» Артем Егоров считает, что агрегаторы не играют существенной роли в привлечении клиентов — их посещаемость относительно невелика.

Раздел с квестами есть на сайте «Яндекс.Афиши». В мае компания «Афиша» купила 50% агрегатора квестов All Escape Games и запустила маркетплейс с возможностью бронировать билеты. Недавно агрегатор культурных событий KudaGo запустил похожую площадку в партнерстве с компанией «Мир квестов».

Как устроен рынок квестов в России

За два с половиной года новорожденный рынок квестов вырос в разы и эволюционировал, пережил резкий бум и резкий спад, гибель сотен слабых игроков и многочисленные поглощения — словом, созрел. По разным оценкам, сейчас в этой сфере насчитывается от 500 до 950 компаний различного масштаба — от крупных франшиз до владельцев одного квест-рума. Квесты сейчас присутствуют во всех российских городах с населением больше 300 тысяч человек, прикидывает руководитель компании «Живые квесты Москвы» Иван Ткачев.

Крупнейшие игроки — «Клаустрофобия», «Выход», Lost, Cityquest, «Квеструм», «Ловушка», True exit, «Выйти из комнаты», Quest Quest, iLocked, «Взаперти», «Серьезные игры» и другие.


Даже наступивший кризис не стал серьезной помехой развитию квестов — как это всегда бывает с развлечениями, в тяжелые времена люди еще больше хотят получить заряд ярких эмоций и отвлечься от суровой действительности. Правда, рынок сильно поредел — выжили сильнейшие. «Квесты открываются и закрываются в России каждый день, — говорит руководитель направления «Афиша-Квесты» Роман Куликов. — Об этом можно судить по количеству объявлений о продаже квестов на Avito. Мы ожидаем, что в этом году закроется около 30% компаний».

«Экономический спад отсеял низкокачественные квесты с неинтересной сюжетной линией и оставил на рынке исключительно качественные, — констатирует руководитель Венчурного фонда Промсвязьбанка Алена Сокова. — Причем новые проекты могут успешно развиваться без франшиз, потому что новизна и увлекательность сценария оказались важнее популярности бренда».

Кто ходит на квесты

Аудитория квестов не ограничивается геймерами. Основная масса игроков — люди с достатком выше среднего от 18 до 35 лет. Сейчас число попробовавших квесты растет благодаря детским квестам и подарочным сертификатам, отмечает PR-директор квестов «Взаперти» Артем Егоров.

«Публика разношерстная, — констатирует гендиректор «Мира квестов» Игорь Бобб. — Тут и школьники, которые уговаривают родителей и учителей сопроводить их в страшилку, и офисные трудяги, отправляющиеся в бой в рубашках и костюмах. Бабушки приводят внуков, молодые родители играют с детьми в слингах». По его словам, даже в миллионниках об этом виде досуга знает только половина целевой аудитории, не говоря уже о провинции — рынку пока есть куда расти.

Сооснователь «Клаустрофобии» Богдан Кравцов полагает, что на данный момент квесты попробовала всего пара миллионов россиян. А вообще играть в них могут все, кто способен дойти до кинотеатра.

Как построить бизнес на квестах

За два года квесты стали популярным видом бизнеса по франшизе. Эту модель развития заложила «Клаустрофобия», которая до сих пор остается самой известной франшизной сетью квест-румов. Региональные предприниматели полюбили квесты за возможность быстро заработать без значительных вложений, но сейчас условия изменились. Сначала главной трудностью было то, что обыватели попросту не знали о квестах. Потом низкий порог входа привел к перенасыщенности рынка, особенно в миллионниках.

Поэтому участникам рынка приходится демпинговать и лезть из кожи вон, чтобы обойти конкурентов по качеству игр и эффективности маркетинга. Для этого нужны большие бюджеты и широкая линейка квестов, считает сооснователь «Клаустрофобии» Богдан Кравцов. А компании с одной-двумя играми смогут работать только в городах, где квестов нет совсем.

Эксперты Венчурного фонда Промсвязьбанка (специализируется на инвестициях в реальный сектор) советуют запускать новые квесты в крупных региональных центрах, где много потенциальных клиентов (платежеспособная молодежь и бизнес-сегмент). Также перспективны города с растущей экономикой, где жители удовлетворили базовые потребности и интересуются необычными развлечениями. Но такие окна возможностей имеют свойство быстро закрываться.

«Когда конкуренция и технологичность квестов были низкими, можно было открыть несколько комнат в пределах миллиона рублей, — вспоминает PR-директор квестов «Взаперти» Артем Егоров. — А сейчас для того, чтобы хорошенько подогреть публику, построить и раскрутить хороший квест-рум, необходимо минимум 2,5-3 млн руб. Есть способ значительно сократить издержки — купить франшизу у сильных игроков. Это позволит сэкономить на разработке сайта, создании сценариев и маркетинге, а главное — не наступить на грабли, на которые много раз наступали до вас».

Чтобы не сбавлять темпов роста, крупные игроки выходят на новые рынки — например, «Выход» и «Квест Хаус» открывают филиалы в Европе и СНГ. Многие осваивают новые ниши — детские и корпоративные квесты, в которых конкуренция еще не так высока. «Особенно хороши перспективы в не самых популярных форматах — автоквесты, городские квесты и тимбилдинги в офисах, — советует руководитель компании «Живые квесты Москвы» Иван Ткачев. — Не менее интересен рынок мобильных квестов, связанных с геолокацией».

Мегаполисы перенасыщены квестами, поэтому новым франчайзи остается покорять провинцию. Сейчас квест-румы открываются в небольших городах вроде Коврова и Альметьевска (с населением около 150 тысяч человек). Конечно, в глубинке свои сложности. Аудитория там более консервативная — придется попотеть с маркетингом, чтобы донести до неискушенных потребителей всю прелесть нового развлечения. А когда публика распробует и захочет еще, локальному игроку с двумя-тремя играми будет больше нечего им предложить и они поедут за впечатлениями в более крупный город.

Поэтому предпринимателям из провинции подойдут адаптируемые и технически простые форматы — например, выездные игры для праздников. Другие собеседники Rusbase не советуют открывать квест-румы в городах менее 300 тысяч человек и ролевые квесты — в городах менее 500 тысяч человек. Согласны эксперты в одном: запускаться без франшизы сейчас неразумно.

«Одиночным проектам на рынке нет места, — убежден руководитель направления «Афиша-Квесты» Роман Куликов. — Существующие организаторы квестов объединяются, чтобы оптимизировать административные издержки и бюджет на рекламу».


В этом году на порядок меньше заявок на франшизы в крупных городах, отмечает представитель портала о франчайзинге «Бибосс» Елена Пономарева. По ее словам, сегодня пользуются спросом недорогие франшизы квест-комнат с инвестициями от 150 тысяч рублей, которые можно запустить в регионах.

«Франшизы квестов перспективны в неосвоенных регионах, где опыт крупных игроков поможет избежать ошибок и быстро окупить инвестиции , — говорит руководитель Венчурного фонда Промсвязьбанка Алена Сокова. — Конкуренты не дремлют, поэтому важно быстро выводить квесты на рынок (примерно за три месяца). Франшиза позволяет упростить этот процесс, но отсутствие увлекательного сценария может свести на нет все усилия».

Кроме инвестиций, для старта бизнеса на квестах придется найти достойные кадры. Иногда это становится проблемой. Для проектирования и строительства квест-румов вам понадобятся хорошие инженеры, декораторы, электрики и программисты. После запуска успех проекта зависит от ответственных операторов квестов, толковых маркетологов и харизматичных актеров (для перформансов). Как правило, их приходится выращивать самим.

Еще одна проблема рынка — дискредитация формата квестов неопытными игроками. «Есть компании с хорошим маркетинговым отделом, но с плохим продуктом, — сетует PR-директор квестов «Взаперти» Артем Егоров. — Они привлекают много клиентов, которые разочаровываются в квестах и теряют желание возвращаться к этому формату развлечений». «Часто это творческие люди, которые на эмоциях запускают свой первый бизнес», — объясняет слабость новичков гендиректор «Мира квестов» Игорь Бобб.

Тем не менее, квесты могут приносить высокий доход. Для этого нужны качественный продукт, грамотный маркетинг и платежеспособная аудитория. Поэтому начинающим лучше опереться на опыт франчайзера. Чтобы выбрать франшизу, эксперты советуют смотреть на:

  • стоимость франшизы,
  • размер ежемесячных отчислений,
  • качество квестов и их сценариев,
  • присутствие в вашем городе,
  • наличие сопровождения и технической поддержки.

Крупнейшие франшизы совпадают с топом российских игроков, но экономический вес франчайзера не гарантирует самых выгодных условий.

Будущее квестов в России

Из прогнозов причастных к этой индустрии можно сделать три главных вывода. Во-первых, ключевые игроки продолжат расти и поглощать мелких, которым все сложнее привлекать аудиторию и конкурировать с чужим разнообразием.

Во-вторых, предложение крупных сетей будет расширяться за счет новых форматов квестов — лабиринты, битвы на танках, квесты со стрельбой, бегство от зомби и т.д. Различные жанры будут подогревать спрос друг на друга, удерживая подсевших игроков и охватывая новых.

В-третьих, вырастет качество квестов — аудитория становится все более привередливой, да и технический прогресс не стоит на месте. Организаторы игр будут осваивать технологии интернета вещей, дополненной реальности, возводить все более масштабные декорации. В общем, самое интересное впереди.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector