Katcerina.ru

Деньги в сети
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Работать за бесплатно

Работать бесплатно нельзя отказаться. Где запятая?

Не в первый раз замечаю: если кто-то из подписчиков или коллег задает вопрос на тему, на которую я пока не писала, тут же об этом же спрашивает и второй человек, и третий… Это значит, пришла пора высказаться.

Сегодня мы поговорим о том, как перестать работать бесплатно.

Представьте ситуацию: вы дизайнер, копирайтер, маляр, врач-дерматолог.

Друг просит: «Слушай, нарисуй мне одну маленькую картинку (напиши текст, покрась подоконник, проконсультируй мою бабушку)? Тебе же не сложно, ты же профи».

Вы профи и вам не сложно, и другу помочь хочется. А если таких друзей пара десятков и у всех подоконники не крашены и бабушки больны? А если обычно ваша работа стоит 1000 рублей в час? А если «маленькая картинка» — на самом деле логотип, на который нужен не один день вашего времени?

Еще пример. Вы разработчик сайтов, строитель домов, ландшафтный дизайнер. Вы рады помочь каждому, кто к вам обращается. Вы надеетесь, что потенциальные клиенты станут реальными покупателями. Поэтому вы подробно консультируете каждого.

Это прекрасно с точки зрения клиентоориентированности. Но со временем вы замечаете, что тратите на такие консультации неоправданно много времени, а потенциальные клиенты не спешат заказывать вашу услугу.

Мы все стремимся помочь людям – друзьям и клиентам.

Но, с одной стороны, понимаем, что наша отзывчивость привлекает «халявщиков», с другой – не хватает денег на новые туфли или новую машину (у кого какие запросы).

Прежде всего, я предлагаю определиться:
— Для чего вы оказываете бесплатную услугу или выполняете работу?
— Действительно ли вы получаете этот результат?
— Что будет, если вы откажетесь?
— В каком объеме вам вообще не жалко поработать бесплатно?

Не стоит брать в расчет людей «первого круга» (ближайших друзей и родственников). Мы не задумываясь отдадим лучшему другу последнюю рубашку, он сделает то же самое для нас, халявщиков тут нет.

Что касается остальных. Вы помогаете потому, что хотите получить взамен выгоду (например, нового клиента)? Вы думаете, что за такую помощь вас больше любят и уважают? Или боитесь отказать, потому что на вас обидятся? Надо ответить честно.

  • Что в результате?
Читать еще:  Ежедневный расчет работа

Если вы выполняете все просьбы друзей, они действительно начинают уважать и любить вас больше? Или, напротив, считают вас безотказным типом, которому просто заняться нечем, и которого можно завалить просьбами по горло?

Если вы консультируете всех потенциальных клиентов в неограниченном объеме, вы действительно получаете ощутимый поток заказов? Такая ваша щедрость окупается? Или, напротив, вас начинают рекомендовать друг другу как бесплатного консультанта?

  • А если отказаться?

Друзья перестанут вас любить и уважать? А точно ли это – друзья? Ведь те, кто вас на самом деле ценит, уважают и ваше время и ваше финансовое благополучие.

Вы перестанете получать входящие звонки? Но если вам звонят только за бесплатной консультацией – может и ну их? И разве вы не можете привлечь новых клиентов каким-то другим способом?

  • В каком объеме и для кого вам не жалко поработать бесплатно?

Есть ли такие вещи, сделать которые для вас на самом деле не составляет труда? Небольшой объем работы, не отнимающий много времени, или очень приятная для вас работа, которую вы готовы делать круглосуточно, и сами с удовольствием доплатили бы заказчику. Есть такое? Подумайте, это важно.

Как только вы поняли, чего вам вообще не жалко, вы можете начинать строить свою систему платностей и бесплатностей.

1. Всегда бесплатно.

Может быть, вы за пять минут отвечаете на важный для человека вопрос. Может быть, вы с удовольствием тратите 15 минут на рисование той самой маленькой картинки, это для вас скорее отдых, чем работа. Или у вас есть готовый сборник с ответами на вопросы, который вы готовы высылать каждому встречному и поперечному потенциальному клиенту.

Да, вы можете надеяться, что такая ваша щедрость стимулирует новый заказ, но в случае чего – вам вообще не жалко.

2. Ради великой цели.

Если бесплатная консультация или услуга предшествует продаже, и у вас есть коммерческая цель (то есть бесплатно сделать жалко, но ради потенциальной продажи можно) – надо смотреть, насколько дорогой продукт вы продаете.

Читать еще:  Работа в москве в 13 лет

Нет смысла оказывать предварительную услугу, которая стоила бы больше, чем проданный продукт. Если вы продаете хэндмэйд-шапки по 500 рублей, и вяжете такую шапку за час – нет смысла три часа разговаривать по скайпу с потенциальным клиентом об особенностях строения его черепа.

Если же вы продаете особняки в Каннах – несомненно, объем бесплатных услуг без обещания продажи будет гораздо больше.

3. Только за деньги.

Сюда попадут те услуги или работы, которые делать бесплатно в любом случае нет смысла. Если вы разработчик сайтов средней ценовой категории, то потенциальный клиент сможет оценить ваш профессионализм за 40 минут беседы по скайпу (условно). Можете еще выслать электронное пособие с ЧаВо – еще больше произведете впечатление. Бессмысленно устраивать трехчасовую консультацию, подбирать шаблоны сайта, расписывать структуру, рассказывать о концепции продвижения и так далее. Но вы вполне можете оказать такую услугу за деньги. Если у человека действительно есть острая проблема, он заплатит. В противном случае – а зачем он пришел?

Как быть с теми, кто очень хочет получить вашу услугу бесплатно, и кому при этом неловко отказывать? Те же друзья или особенно симпатичные клиенты.

  • Предложите бартер.

Я тебе пишу три текста на сайт, ты мне рисуешь логотип.

Не все умеют рисовать логотипы, но наверняка в вашей работе есть какие-то рутинные дела, которые вы можете кому-то поручить. Я тебе пишу три текста на сайт, а тебе вот инструкция по поиску конкурентов, пожалуйста, погугли за меня. Я трачу два часа времени, ты тратишь примерно столько же.

Таким образом можно понять, кому действительно нужна помощь и нет денег или умений, а кто просто пользуется вашей безотказностью.

Конечно, потенциального клиента не отправишь анализировать для вас конкурентов, но вдруг у него есть что-то ценное для вас?

  • Предложите услугу в обмен на пиар.

Может быть, у вашего друга или клиента есть сайт, где можно разместить статью о вас, или блог, в котором он напишет отзыв о вашей услуге. Или из оказанной услуги вы сделаете кейс (расширенный отзыв), который выложите на своем сайте.

  • Предложите частичную оплату.
Читать еще:  Работа москва зп ежедневно

Я понимаю, что у тебя нет денег на мою услугу. Я предлагаю тебе заплатить столько, сколько ты можешь и считаешь нужным.

С клиентами такой подход лучше не применять, потому что они решат, будто вы не цените собственную работу. А вот друзьям можно предложить. Объясните, что вы действительно не можете позволить себе работать совсем бесплатно, что это время вы отнимаете у своей семьи, что вам надо что-то есть, но при этом вы хотите помочь. Если человеку действительно нужна ваша помощь, скорее всего, он найдет возможность заплатить вам.

  • «Тут бесплатно, а тут за деньги».

Установите границы оказываемой бесплатно услуги и прямо об этом говорите в ответ на просьбу.

Я с удовольствием тебе помогу, но на создание продающего одностраничника уйдет несколько дней, я не могу себе позволить делать это бесплатно. Но я могу помочь тебе найти копирайтера на твой бюджет и посмотреть потом готовый текст, могу посоветовать курсы по написанию одностраничников. Ты в любом случае сэкономишь.

Клиенту тоже можно говорить о том, что вы готовы дать ему не просто бесплатную консультацию, а, например, получасовую консультацию. Этого достаточно, чтобы он понял, интересно ли ему работать с вами дальше. Следующие консультации – уже за деньги.

Резюмируя.

На самом деле тема «платно-бесплатно» очень богатая, можно писать и писать. Некоторым людям патологически сложно отказывать. Другие – напротив – не готовы делать бесплатно даже мелочь. Поэтому каждый должен сам решить для себя это с учетом собственных принципов и правил, финансового состояния и общих целей, которых хочет достичь. Но решать надо очень вдумчиво и затем придерживаться этого решения и в общении с друзьями и в работе с клиентами.

Я постаралась изложить свою позицию и буду рада, если вы поделитесь в комментариях вашим мнением: что стоит делать бесплатно?

В помощь тем, кто не хочет работать бесплатно, но стесняется отказывать – рекомендую книгу Франса Брекара «50 упражнений, чтобы научиться отказывать» >>> (ссылка на Озоне).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector