Katcerina.ru

Деньги в сети
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Прием усиления продуктивности учебной деятельности рейтинг

Доклад : «Педагогические приемы формирования УУД на уроках в начальной школе»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №76» г. Набережные Челны

Доклад : «Педагогические приемы формирования УУД на уроках

в начальной школе»

учитель начальных классов

высшей кв. категории

«Педагогические приемы формирования УУД на уроках

в начальной школе»

Педагогический прием — это целенаправленное действие, обращенное на повышение продуктивности урока.

Какие же п едагогические приемы формирования УУД на уроках в начальной школе можно использовать.

Существует пять основных принципов педтехники (по А.А. Гину). Каждый из них реализуется с помощью конкретных приемов, которые в свою очередь помогают формированию УУД.

Я не претендую на новизну всех изложенных ниже приемов. Они известны. В определенном смысле эти приемы – совокупное творчество учителей.

Принцип свободы выбора

Суть принципа — ученикам задается несколько заданий (массив), они сами выбирают любые из них. Какие же приёмы можно использовать?

1.Взаuмоопрос : в течение 3-5 мин ученики опрашивают друг друга по основным вопросам пройденной темы, повторяют ее. Отметки, выставленные учениками друг другу, в журнал обычно не ставятся.

2. Защитный лист: перед каждым уроком ученик (без объяснения причин) может вписать свою фамилию в «Лист защиты»и может быть уверен, что его сегодня не спросят. Если(срез, контрольная), «Лист защиты» не работает. Учитель, подшивая эти листы, держит ситуацию под контролем.

3. Задание массивом : ученикам предлагается сразу много заданий (в рамках большой изучаемой или повторяемой темы). Каждый должен выбрать и решить (выучить) не менее заранее оговорённого минимального объема задания.

4.Самостоятельный выбор задания: дает учащимся возможность самореализации, из множества заданий ученик выбирает свой уровень сложности.

5.Свои пpимepы : ученики г отовят свои примеры к новому материалу , например, они придумывают свои задачи, выдвигают идеи по применению изученного материала.

6.Обсуждаем домашнее задание : учитель вместе с учениками ищет ответ на вопрос: каким должно быть домашнее задание, чтобы новый материал был закреплен качественно? При регулярном использовании этот прием значительно повышает сознательность выполнения домашнего задания .

Суть принципа — сделать уроки проблемными, вызвать неподдельный интерес учащихся и … оставить вопрос открытым. Какие же приёмы можно использовать?

1. Выход за пределы: когда учитель включает в урок последние события, примеры из окружающей действительности, сюжеты из популярных мультфильмов или детских сериалов.
2. Удивляй: речь идет о постановке проблемы на уроке, о создании ситуации противоречия и ее осознании учениками.
3. Фантастическая добавка: учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой (переносом реального или литературного героя во времени; рассмотрением ситуации, например, глазами инопланетянина

4.Вопрос к тексту: при изучении научного текста перед учениками ставится задача — составить к нему список репродуктивных и развивающих вопросов. При чтении художественного текста используются приемы изучающего чтения (диалог с автором и комментированное чтение

5.Пересечение тем: ученики подбирают (или придумывают) примеры, задачи, вопросы, связывающие изучаемый материал на данном уроке с любой ранее изученной темой, указанной учителем.

Принцип деятельности

Суть принципа — учитель привлекает детей к получению новых знаний, потому что только через осознанную деятельность человек учится чему-либо. Какие же приёмы можно использовать?

1. Дай себе помочь: учитель (в добровольном порядке!) предлагает разработать материал, который применим для дальнейшего использования на уроках (это могут быть задания для контрольной работы, кроссворд на повторение).
2. Отсроченная реакция: учитель после заданного вопроса не торопится опрашивать учеников. Выдерживается определённая пауза , за это время ученик-флегматик (внешне – тугодум), поразмышляв, может выдать блестящий ответ.
3. Лови ошибку: объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки. Также ученик может получить текст (или решение задачи) со специально допущенными ошибками. Он должен поработать учителем и исправить их.
4.Повторяем с контролем : ученики составляют списки контрольных вопросов ко изученной теме. Затем одни ученики задают свои вопросы, другие отвечают на них, или попарно отвечают на вопросы друг друга.

5.Идеальное задание: учитель предлагает выполнить дома работу по выбору учащихся.
6.Организация работы в группах , причем группы могут получать как одно и то же, так и разные, но работающие на общий результат задания.
7.Игры-тренинги : если необходимо выполнить большое число однообразных упражнений, то учитель заключает их в игровую оболочку( альпинисты покоряют вершину)

8. Театрализация , т.е. разыгрывание сценок на учебную тему.
9. «Да» и «Нет». Игра ставит учащихся в активную позицию. Эта игра «учит»:

связывать разрозненные факты в единую картину;

систематизировать уже имеющуюся информацию;

слушать и слышать учеников.

Принцип обратной связи

Суть принципа — только учитель на уроке отслеживает следующие параметры: настроение учеников, степень их заинтересованности, уровень понимания. Какие же приёмы можно использовать?

1. Советуйтесь : учитель советуется с учащимися, обсуждая, например, проблемы
отношений. Он убеждает учеников, что их мнение значимо для него, но предупреждает: последнее слово остается за педагогом. Важно поблагодарить учеников за совместное обсуждение.
2. Невербальное управление : учитель использует для управления классом несловесные команды . Невербальное общение предполагает, что, например, руки могут стать одним из управляющих сигналов на уроке.
3. Резюме: ученики письменно отвечают на вопросы, отражающие их отношение к уроку, учебному предмету, учителю. Использовать резюме можно в III-IV классах не чаще одного раза в месяц.

Читать еще:  Как эффективно продавать на авито

4. «Мордашки : ученики сигнализируют о своем эмоциональном состоянии с помощью карточек с рисунками, символизирующими хорошее, спокойное или плохое настроение.
5. Светофор: при опросе ученики поднимают светофор (полоску картона, с одной стороны красного, а с другой зеленого цвета), одной из сторон к учителю, сигнализируя о своей готовности (неготовности) к ответу.
6. Опрос «по цепочке»: учитель жестом прерывает рассказ одного ученика и предлагает продолжить его другому.
7. Оценка — не отметка : учитель отмечает вслух (или жестом) каждый успех ученика.

Суть принципа — максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе образования. Согласуем темперамент, ритм и сложность обучения с возможностями учеников и тогда они почувствуют свою успешность и сами захотят ее подкрепить.

1. Демонстрация профессионального уровня : учитель показывает пример выполнения творческого или сложного задания. Это дает ученикам возможность убедиться в том, что учитель досконально владеет предметом.
2. Вход в урок : учитель начинает урок с настройки, которой может стать короткая музыкальная фраза, интеллектуальная разминка (два-три вопроса на размышление), определение темы урока учащимися после нескольких наводящих предложений, знакомство с планом урока и др.
3. Завершение урока: учитель заканчивает урок традиционным словом или несловесным действием и сразу же после звонка.
4. Показательный ответ : один ученик отвечает у доски, остальные слушают, прием полезен, когда ученик демонстрирует блестящий ответ, формируя тем самым у одноклассников образ ответа, к которому нужно стремиться.
5. Идеальный опрос: ученики сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом учителю. Поскольку у некоторых учеников в этом случае будет часто работать защитная реакция (см. прием «Защитный лист»), то не следует применять этот прием часто.
6. Тренировочная контрольная работа : учитель проводит контрольную работу традиционным способом, но ставит отметки в журнал только по желанию учеников.

7. Блицконтрольная : учитель в течение 7-10 мин проводит письменный опрос в быстром темпе для выявления степени усвоения учебных навыков, необходимых для дальнейшей успешной учебы. Работы сдаются учителю, либо проводится самопроверка (учитель диктует или показывает верные ответы). В этом случае важно задать нормы оценивания

8. Знакомьте с критериями : учитель знакомит учеников с критериями, по которым выставляются отметки за разные виды работ.
9. Райтинг (от англ. right — правильно): завершив работу, ученик сам ставит себе
отметку. Затем ее оценивает учитель. Записывается дробь (например: 4/5, где 4 —отметка ученика, 5 — отметка преподавателя. Через некоторое время числитель и знаменатель все чаще совпадают. Прием используют с целью согласования критериев отметки и формирования умения регулярно оценивать свой труд.
10. Кредит доверия: иногда учитель ставит отметку «в кредит» (например, в случае спорной отметки за четверть).
11. Опрос-итог: в конце урока учитель задает вопросы, побуждающие к рефлексии.

Педагогические приемы независимы от применяемых средств. Даже такая мелочь, как умение задать вопрос, может заметно повысить качество работы.

Не существует плохих и хороших прие мов. Они могут быть более или менее эффективными, подходящи ми или неподходящими, удачными или не удачными, простыми или сложными, техно логичными или индивидуальными и т.п.

К использованию тех или иных приемов и методов преподаватель дол жен относиться творчески.

И он, и ученики должны четко представлять себе требования конкретного приема, условия его применения. Лишь тогда данный прием может достигнуть поставленной учебной цели.

Разумеется, не все приемы «лягут» в процесс повседневной работы. Многое зависит от реальных обстоятельств и от личности преподавателя. Но вооружившись даже несколькими приемами и «отшлифовав их до блеска», учитель может добиться прекрасных результатов. Какие приемы использовать на различных этапах урока, как сочетать их, как дозировать нагрузку? Готовых рецептов быть не может, открывается возможность для творчества. Главное, чтобы используемые приемы были освоены до автоматизма, а ученики были бы полноправными соучастниками педагогического творчества.

Некоторые приёмы универсальны и могут использоваться на всех или нескольких этапах урока. Другие сугубо специфичны. Но на протяжении всего урока учитель должен мастерски владеть техникой коммуникативного общения, уметь чувствовать изменение настроения ребят, вовремя снимать возможные стрессовые ситуации. Об этом говорит известный афоризм Анатоля Франса : «Учиться надо весело. Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом».

Читать еще:  Как продавать на авито секреты

Какие педагогические приёмы помогают формированию конкретных УУД: представлено в таблице.

Дай себе помочь.

Выход за пределы. Отсроченная реакция. Лови ошибку. Театрализация.

Смыслообразование — установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания. Самоопределение.

Прием усиления продуктивности учебной деятельности рейтинг

Показатели продуктивности учебной деятельности

Эминли Товуз Бахтияр гызы,

кандидат педагогических наук,

директор Загатальского филиала Азербайджанского института учителей,

докторант Гянджинского государственного университета.

Проверка деятельности преподавателя и обобщение его лучших качеств на практике занимает важное место в педагогической диаг­но­сти­ке учебного процесса. При диагностике учебной деятельности осо­бое внимание уделяется выбору его важнейших объектов. При этом в центре внимания стоят следующие причины:

а) диагностическое мастерство преподавателя: опреде­ление диагноза качества знания, умения и навыков преподавателя, умение определять уровень образованности учащихся, способность принимать во внимание эти качества;

б) методы и способы обучения должны выбираться таким образом, чтобы они были максимально и полностью усвоены и могли бы применяться учащимися (К.Баланский);

в) продуктивность учебных материалов, занятий с воспита­тель­ной точки зрения: управление психологическим развитием учащихся, ра­циональное использование обучения, организация методов и способов, принципов обучения для воспитания у учащихся сознательной самостоя­тель­ности, ответственности, требовательности к самому себе и к другим (Л.В.Занков, В.М.Короков, Б.Т.Лихачев);

г) сознательная деятельность учащихся должна быть организована та­ким образом, чтобы учебный материал смог бы превратиться в предмет ак­тивной деятельности (А.Н.Леонтьев, Т.И.Шамова);

д) должны создать такие ориентирные основы сознания, чтобы при этом учащиеся смогли ясно представить, каким образом и чему они учатся, где что смогут искать, какие информации смогут применить и осуществить, каких показателей они достигнут;

е) морально-этическая атмосфера во время уроков, форма и тон взаимоотношений учитель-ученик, ученик-ученик;

ж) активная позиция учеников на занятиях, их самостоятельность, активность, способность искать, доброжелательное отношение к препода­ва­телям, способность правильно рассуждать о качестве усвоения материала (самоанализ, самооценка);

ё) присвоение ведущих идей науки, терминологии, сообразительного аппарата.

Важный критерий продуктивности педагогического труда в процес­се обучения – это усвоение и применение основных идей программного материала на основе развития творческого мышления. Ко­неч­ный итог в человеческой деятельности характеризуется количест­вен­ными и качест­венными показателями, бережным отношением к тратам усилий в произ­вод­стве материальных и духовных ценностей и их продук­тив­ностью. Все это составляет критерии продуктивности труда.

Переподготовка учебного процесса, повышение уровня овладения учащимися знаний, их воспитанности и педагогического мастерства преподавателей – основной по­казатель продуктивности занятий. Данные показатели находят свое отражение в положительных качествах, возникающих в ходе овладения учащимися знаниями, соответствующими умственными, практическими умениями и навыками. На основе всего сказанного можно отметить первичные показатели обучения. Неисключительный факт, что первый существенный показатель процесса обучения – это объем и качество приоб­ретенных знаний учащимися. Знание составляет основу чело­веческой культуры, в основе которой осуществляются любые действия человека.

Практические умения и навыки – второй существенный показатель продуктивности занятий, который реализуется с помощью деятельности, умений и навык. Умственное развитие учащихся – третий показатель продуктивности занятий. Учащиеся одновременно с овладением знаний, умений и навыков, определенных способностей добиваются системати­за­ции, анализа, обобщения полученных знаний, делают выводы и исполь­зуют их в различных практических целей.

Таким образом, развивается восприятие, запоминание, память, речь, мышление, воображение, внимание, т.е. усовершенствуются все мыслительные качества и способности (талант).

Умение применения теории на практике – очередной показатель продуктивности занятий. Истинными считаются знания, которые являются применимыми, и которыми можно воспользоваться.

Если ученики не способны воспользоваться знаниями, полученными в практической деятельности, то эти знания сами по себе теряют свое значение.

Применение одновременно создает представление о качестве восприятия, также усвоения знаний, об уровне развития интеллекта учащихся, об их практической деятельности, умений и навыков. Приучение к труду обучения, сознательное усвоение материала и осознанное чтение, умение выражать мысль, коллективно размышляя о чем-либо – важный показатель качества обучения. Ученики должны учиться коллективно действовать, мыслить и быть творческими. Вместе с тем, нужно добиться самостоятельного наблюдения на занятиях за качеством присвоения знаний каждым учеником, оценивания приобретенных знаний, умений и навыков. Правда, их измерение и оценивание сопровождается определенными трудностями. Прежде всего, на практике применяются отдельные показатели первого уровня. Так, порой учитываются умственное развитие учащихся, их сознательность и активность, самостоятельность, творческая способности, эрудиция (эрудированность), логическое и связное разъяснение материала. В ряде случаев оценивается применение теории на практике, но умение совместного размышления, объективной оценки знаний, умений и навыков остается вне поля внимания.

Широко распространены задания, упражнения, задачи и примеры по применению изучаемого материала. Преподаватели могут успешно воспользоваться этими возможностями. В таком случае закрепляются и углубляются знания, умения и навыки учащихся, отшлифовывается их практическое мышление, формируется их жизненная позиция. Таким образом, улуч­шается качество продуктивности урока, тесно связываются обучение, воспитание и развитие. В итоге на основе сознательной активности учащихся возможно дать представление об умении читать, размышлять, о развитии силы и способностей.

Читать еще:  За сколько можно продать свою книгу

Сбор первичных показателей (сведений), относящихся к итогам обу­чения, требует времени. Поэтому продуктивность обучения оценивается не на основе первичных, а на основе показателей определ­е­н­ных критерий.

Таким образом, умение применять теорию на практике предусмат­ри­вает и сознательность, и активность, и самостоятельность, и объем необ­хо­димых знаний, качества, правдивость, а также формирование знаний и умений.

Сознательная активность считается обязательной в следующих случаях: может ли ученик быстро присваивать основную идею, активен ли во время занятий, задает ли разумные вопросы, может ли правильно оценивать вопросы одноклассников и т.д.

Формируется связанность к обучению, коллективно принимать ре­ше­ние, умение жить в коллективе, умение самоанализа и само­вос­пи­­та­ния, оценка знаний, умений и навыков.

Все это обеспечивает выполнение домашнего задания, настоятель­ность в устранении трудностей в обучении. Мировоззрение, самоанализ и образованность учащихся также являются показателями продуктивности. Они считаются более сложными и обобщенными показателями, каждый из которых выступает в качестве показателя первичности и критерия учебного процесса. Но их измерение и заучивание является очень сложным процессом и возможно лишь в условиях высшего уровня самосознания и самооценки. На основе ответов учащихся можно определить, какими видами и способами самоанализа они занимались, на основе какой главной веры сформировалось их отношение к жизни, к окру­жа­ю­щей среде, к коллективу, членами которого они сами являются, и к самим себе. Таким образом, по критериям можно рационально и целесообразно рассуждать о продуктивности обучения.

Критерии и признаки продуктивности обучения связаны с показа­телями. Говоря о критериях продуктивности обучения, понимается со­вокупность реально измеряемых признаков, характеризующих качествен­ные и количественные изменения в духовной жизни препода­ва­телей и учащихся.

Все показатели характеризуются целым рядом реальных явлений, проявляющихся в поведении и деятельности преподавателей и учащихся. Важно учитывать эти показатели в педагогической диагностике процесса обучения.

Усвоение ведущих идей и продуктивность учебной деятель­но­сти по внедрению их на практике стоят в центре внимания школьников, привлеченных к экспери­мен­ту. Этот процесс оценивается на основе нижеуказанных явлений и проявлений: умение самостоятельного, сознательного, созидатель­ного усвоения программного материала; умение анализировать реальные проявления науки при помощи основных идей присвоения в процессе обучения, информационных основ; знание основного, существенного, умение отличать его от второстепенного; правильность и правдивость исполь­зо­ва­ния знаний при осуществлении практических заданий; учет своих возможностей, умений и способностей при практической деятельности; оценка качества выполненной работы.

В процессе обучения обнаруживаются сознательная активность уча­щихся, способность стабильной работы, умение устранения труд­ностей, и они фиксируются на основе определенных показателей:

– сохранение стабильности внимания во всех этапах обучения (время работы, предусматривающее количество и промежуток отвлечения внимания);

– отношение к неблагополучному обучению (быть настоятельным, обосновывать свои поступки, неохота к учебе, требование к само­обучению);

– виды умственных трудностей, которые учащиеся способны устра­нять (сложность усвоения теории, усердное участие при создании внут­рип­ред­метных и межпредметных связей, трудность использования теории, спо­соб­ность защищать свои взгляды, сложность усвоения крупной информации);

— умение заставлять себя заново выполнять некачественно выполнен­ную работу;

— умение признавать свои ошибки.

В итоге ответственность к обучению характеризует духовные и воле­вые стороны учащегося в процессе обучения. Эта ответственность прояв­ляет­ся определенными показателями:

– выполнение своих учебных заданий, требований преподавателя;

– понимание социальной значимости и личной необходимости;

– усердие и настойчивость программного материала, в этой области подходить требовательно по отношению к себе;

– требование к высокому качеству учебной работы;

– борьба с волевыми трудностями, мобилизация этой области своих сил и способностей;

– умение чередовать дни труда и отдыха, восстановить свою работоспособность;

– способность видеть свои успехи и недостатки, и делать исправ­ле­ния в этом направлении;

– требовательное отношение к знанию и обучению одноклассников.

Уровень педагогического мастерства преподавателя – обязательный пока­затель учебой работы, качества урока, его продуктивности. Как отмечал Марагалы Афхади: «Качество преподавания проявляется уровнем обучения учащегося» [1, с. 56].

Эти слова имеют глубокий смысл. Если программный материал будет продуктивно обучаться, если процесс обучения обеспечивает образо­ва­ние, воспитание и развитие учащихся, то все это в значительной степени ме­няет преподавателя, в результате чего преподаватель остается доволь­ным своей работой.

Быстрое развития ума и способностей учащихся извещает о педа­гогическом мастерстве преподавателя. По этому, каждый преподаватель должен развивать себя в качестве методиста, специалиста своего предмета, воспитателя, учителя, заботливого человека и психолога.

1. Az söylə , söz söylə ( Şərqin şifahi və yazılı abilələrində tərbiyəvi fikirlər ) / Hazırlayanlar A . N . Abbasov , S . H . Həsənova . Bakı : Maarif , 1993, 400 s .

2. Abbasov A . N . Pedaqogika : müxtəsər konspekt və sxemlər . Bakı : Mütərcim , 2008.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector